В это трудно поверить, но амбра – парфюмерное сырье, которое ценится на вес золота, - это секрет, выделяемый кишками кашалота, прибой выбрасывает ее куски на берег, а ее весьма сложный запах не похож ни на какой иной.
Многие века это вещество использовалось в качестве компонента парфюмов, как лекарство, для усиления мужcкой потенции, как ароматизатор и усилитель вкуса. Называется оно «серая амбра» (ambergris ), но с янтарем ничего общего не имеет (янтарь – amber). Его называют также «зеленоватая амбра» (ambergreen), «янтарный жир» (ambergrease) или еще проще – "плавучее золото". На бирже оно котируется по цене примерно 20 долларов США за один грамм, в зависимости от качества. Временами, что определяется рыночной коньюктурой, оно стоит дороже золота.
Но если это действительно кишечный секрет кашалота, довольно странно, что амбра так дорога. Она образуется во тьме извилистой задней кишки кашалота, как смесь из непереваренных в его желудке кальмаров и фекалий. Длина взрослого кашалота-самца – 20 метров, а весит он 50 тонн. Чтобы не исхудать, он должен поглощать по одной тонне пищи в день, много раз ныряя на большие глубины за кальмарами. В 1993 году зоологи, исследующие китов, изучили содержимое желудков 17 кашалотов, погибших на Азорских островах, и обнаружили в них останки 29 тысяч кальмаров 40 разных видов. В пищеварительном тракте кита кальмары перевариваются, от них остаются только части клювовидного ротового аппарата, глазные линзы и твердый внутренний орган под названием непереваренный грифель. Вот из них то и получается амбра.
Как у коров и других жвачных животных, у кашалота четырехкамерный желудок. Пища переходит из одного отдела в другой, перевариваясь во время этого «маршрута». То и дело отделы желудка переполняются неперевариваемыми остатками, которые слипаются в плотную глянцевую массу. Раз в два дня кашалот отрыгивает ее в океан. Это нормальное физиологическое отправление. Бытует представление, что это и есть амбра. Отнюдь, это не так.
В статье «Откуда берется амбра», опубликованной в 2006 году, океанограф Роберт Кларк доказал: амбра появляется в результате нарушения этого нормального физиологического процесса, когда отбросы не отрыгиваются, а попадают в кишечник кита. Проходя через кишки, эта колючая масса трется о внутренние стенки кишечника, раздражая их. По мере того, как мышцы кишечника проталкивают ее дальше, она уплотняется, ее полости набиваются фекалиями, образуется комок, создающий затор в прямой кишке. На эту «пробку» напирают фекальные массы, желудочно – кишечный тракт начинает усиленно поглощать воду из нижнего отдела кишечника и постепенно комок из отходов и фекалий затвердевает, превращаясь в ровный «каменный» шар с бороздчатой поверхностью. Теперь фекалии снова могут протиснуться между уменьшившимся в размерах комком и стенками кишечника. Процесс повторяется, комок увеличивается в размерах, на нем нарастают все новые слои. Таким нарушением пищеварения страдает всего 1 % кашалотов, вот почему амбра – столь редкое и ценное вещество.
Комок амбры может разрастись до неимоверных размеров. Самый крупный был извлечен из тела кашалота, убитого в 1953 году. Доклад Кларка об этом событии называется «Великий улов амбры», в нем есть фото предмета, похожего на крупный булыжник весом почти 500 кг, подвешенного над палубой китобойного судна.
Иногда случается, что киту удается вытолкнуть эту «пробку» из кишки наружу. Но чаще он умирает от разрыва прямой кишки, поскольку комок полностью затыкает кишечный проход. В результате вещество оказывается в океане. Черная вязкая масса, плотность которой чуть меньше воды, начинает свой дрейф по океанским течениям. Комок амбры крутят и вертят циклоны, нагревают лучи экваториального солнца, иногда он попадает в водовороты вихревых течений.
Дрейфуя в океане, амбра постепенно созревает, подобно тому, как зреет вино в бочке. Она окисляется под действием соленой воды, высушивается и разрушается под лучами солнца, частички ее вещества вымывают волны, которые ее и выбрасывают, в конце концов, на какой-нибудь берег, бог знает где..
За время долгого скитания по волнам, пока ее не прибьет к берегу волной, амбра претерпевает изменения. В зависимости от продолжительности плавания, она меняется от гудроноподобной массы до бледного воскового шара. С годами вода из нее вытесняется, плотность увеличивается, размеры уменьшаются. Снаружи образуется твердая корка, делающая ее похожей на серый камень, что-то вроде куска пемзы или известняка, внутри появляются черные пятна, «начиненные» костями клювов кальмаров.
Но, главное, запах фекалий ослабевает, вместо него появляется другой, богатый сложными оттенками аромат, напоминающий запах изысканного табака, запах древесины в старинных деревянных церквях, запах прибоя, сандалового дерева, свежевспаханной земли, водорослей, высохший на солнце. Кларк написал, что он напоминает ему запах американского ореха.
Какие бы реминисценции не вызывал ее запах, серая амбра высоко ценится парфюмерами, и вот за что: она впитывает и долго удерживает прочие запахи, замедляя процесс разложения ароматов на поверхности человечесекой кожи, придает запаху стойкость, так что он держится дольше. Кроме того, она придает растительным ароматам некий особый, «животный» нюанс.
Загадочный молекулярный состав.
Попытки описать запах амбры начались еще в стародавние времена. Первыми, кто решил это сделать, были Пьер-Жозеф Пельтье и Жозф-Бьенэмэ Кавенту из Парижской фармацевтической школы. Они постарались применить для этого новаторские методы, разработанные ими для извлечения отдельных составляющих веществ из лекарственных растений.С их помощью им уже удалось выделить хинин (антималярийное средство), затем хлорофилл и стрихин. Затем ученые решили изучить небольшой кусочек амбры, взвесили его, измерили, вычислили плотность, определили точку кипения. Растворили в спирте, отфильтровали раствор, дали отстоятся и получили белые кристаллы, слипшиеся в бесформенные комки разных размеров. Они предположили, что это и есть действующее вещество, и назвали его «амбреин». Ка ни странно, амбреин не имеет запаха. Но позднее химики подвергли его разложению, убирая из него буквально молекулу за молекулой, чтобы найти источник ускользающего запаха. Оказалось, по мере постепенного созревания амбры, амбреин разлагается на смесь пахучих составляющих. Один из них – дигидро-гамма-оионон, с сильным запахом табака. Другой – производное бутанала, с запахом морской воды. Третий – альфа-амбринол, с запахом плесени, животных и фекалий. Наконец, есть еще и нафтофуран, который называют амброксидом. Это компонент с самым характерным для амбры запахом, который почти невозможно описать словами.
Химики сделали много попыток синтезировать искусственные вещества, которые пахли бы, как амбра. Кое-что им удалось, а именно, получены молекулы, торговые названия которых – Амброкс и Синамбран, они используются многими производителями парфюмерии, в качестве заменителей амбры.
Но точно воспроизвести то, что создала природа, почти невозможно. В 2008 году Лука Турин и Таня Санчес написали в книге «Путеводитель по парфюмам», что запах этих молекул нисколько не напоминает запах натуральной амбры.
Манди Афтел, основатель компании Aftelier Perfumes один из производителей парфюмерии, до сих пор использующих амбру, говорит: «В духах она выполняет две функции. У нее приятный, своеобразный , сладкий, богатый запах, но кроме того(напрягите свое воображение!), она заставляет другие запахи как бы «мерцать», «искриться», изменяя не сам запах, а его восприятие нами».
По статье "Золотое амбрэ"
Источник:Cf №45Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий